Проекты и проектные задачи в начальной школе

23.10.2014 - 03.11.2014
Авторы и ведущие курса:
Группа "Окружающий мир"

Вводный модуль: 23 - 24 октября 
Модуль 1. Проектные задачи: 27 октября 
Модуль 2. Проекты : 28 октября 
Модуль 3. Разработка проектных задач, их взаимооценка и корректировка: 29 - 31 октября 
Подведение итогов: 3 ноября 



01.11.2014.
Задание: разработать проектную задачу.


Основной предмет: математика
Вспомогательный предмет: человек и мир
класс: 4


Описание ситуации, содержащей проблему

К Новому году родительский комитет класса планирует закупить конфеты для новогодних подарков детям.
Члены комитета установили стоимость одного подарка не более 50000 белорусских рублей.
Подарки будут закупаться на фабрике "Коммунарка", предлагающей новогодние скидки на шоколадные конфеты 10% и 20% на карамель с 20 декабря по 10 января.

Задание

Разработайте рекомендации для родителей по составлению новогодних подарков.

Описание конечного «продукта»

Рекомендации для родителей по подготовке новогодних подарков.

Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"

Определение состава конфет для 1 подарка.

Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

Критерии оценивания итогового продукта:
Стоимость подарка не превышает 50000 рублей.
Стоимость подарка рассчитана с учетом скидок.
В подарок входят разные наименования конфет.
В подарок входит максимально большее число разных наименований конфет.

Справочный материал к проектной задаче.


http://www.kommunarka.by/ - сайт ОАО «Коммунарка»

Каталог цен на продукцию ОАО «Коммунарка»

Каталог шоколадных конфет


Беловежская пуща                             Мон желюр                          Рябиновая роща
102000 рублей за 1 кг                        80000 рублей за 1 кг           40000 рублей за 1 кг

   


Коммунарка                         Минчанка                                          Нежное суфле
102000 рублей за 1 кг          96000 рублей за 1 кг                         75000 рублей за 1 кг
 


Грильяж в шоколаде                     Детям-топ                               Клубничный грильяж
96000 рублей за 1 кг                      40000 рублей за 1 кг              65000 рублей за 1 кг 
  

Красная шапочка                               Белорусская картошка               Снегири
5500 рублей за 1 шт.                          84000 рублей за 1 кг                  76000 рублей за 1 кг
     


Батончик «Коммунарка»                 Троицкое предместье
36000 рублей за 1 кг                         102000 рублей за 1 кг

                


Каталог карамели

Леденец вкус барбариса               Фрутомелька                        Столичная
26000 рублей за 1 кг                      30000 рублей за 1 кг            34000 рублей за 1 кг

                  



Любимая Аленка                    Молочная                              Халвичная с арахисом
34000 рублей за 1 кг               26000 рублей за 1 кг             36000 рублей за 1 кг
При составлении каталога использованы материалы сайта ОАО «Коммунарка» http://www.kommunarka.by/catalog/


30.10.2014
Обсуждали идеи для проектных задач. 


29.10.2014

Решение проектной задачи в малой группе
ссылка на обсуждение>> 
Я решила не бросать на ветер идею с составлением карты, где указаны места обитания пингвинов. Такая карта позволяет сразу увидеть, откуда лучше везти пингвинов и какой вид лучше всего подходит. Ссылка на карту>>
Добавила новую информацию в письмо директору зоопарка. 
В ходе обсуждения мы разработали следующие документы:
таблицу, в  которой сравнивали климат
шаблон делового письма
письмо директору зоопарка


28.10.2014

Итоговое задание модуля 2

Тема для проекта: «Весна идет!»

В основу изучения курса «Человек и мир» (программа Республики Беларусь) в 1 классе положен принцип сезонности. Проект может быть реализован с учащимися 1 классов, планируемый срок поведения проекта – 2 урока (7 дней).

1. П – проблема

Основополагающий вопрос: Почему мир изменяется?
Проблемный вопрос: Как изменяется жизнь человека весной?
Учебные вопросы: Что изменяется с приходом весны в жизни человека? Как приспосабливается к весенним изменениям человек? Как заботиться о своем здоровье весной?

2. П – проектирование

Учитель разрабатывает стартовую презентацию «Пришла весна и все ей радо».
О весне люди пишут стихи, создают картины. Люди восхищаются весной. Что же изменяет весна в нашей жизни? Как влияет приход весны на жизнь человека?
Идеи для исследований: медики – изучают состояние здоровья, повара – подбирают рацион, модельеры – разработка моделей одежды, социологи – выясняют, чем можно заняться на весенней прогулке, биологи – изучают, как трудятся люди весной.

3. П – поиск информации

Опрос учащихся, родителей, наблюдения, интервью с экспертом, ресурсы Интернет.

4. П – продукт

Медики – рекомендации по укреплению здоровья
Повара – меню для школьной столовой на неделю из продуктов, богатых витаминами.
Модельеры – показ моделей одежды для весенней прогулки.
Социологи – составление "Копилки игр", в которые дети могут играть на улице весной.
Биологи – дневник наблюдений за хозяйственной деятельностью человека.

5. П – презентация

Публичная защита результатов. Медики – буклеты для учащихся, повара – меню, модельеры – каталог весенней одежды, социологи – праздник игр на свежем воздухе, биологи – презентация о полевых работах.

6. П – портфолио

Результаты, полученные в ходе проектной деятельности + оценочные листы.

Комментарий эксперта:
Презентация не очень "дружит" с идеей проекта. Хорошо бы подумать над проблемной ситуацией для анализа. Детки же маленькие, что им интересно, как "зацепить"?За 2 урока такой объем без мощной подготовки дома не поднять. Надо сделать изящнее, чтобы детям было интересно, любопытно.
Оксана Петрова, Окт 29 в 2:21am



Предварительное задание модуля 2


Анализ проекта (Проект “Весна идет”)
Срок реализации - 8 уроков
Поддержка школьников во время реализации проекта:
вопросы, направляющие проект, инструменты оценивания (таблица ЗУИ, проверочный лист процесса исследования, критерии оценивания исследования, самооценивание работы в группе) + беседы в ходе реализации проекта
Материалы в помощь детям:
стартовая презентация учителя, проверочный лист процесса исследования
Учет возрастных особенностей участников:
Учащиеся, в зависимости от склонности и интересов, могут заниматься одним из направлений:
лексикологи: анализировать лексический словарь сверстников на весеннюю тему, составить словарь весенних слов
романтики: анализировать стихи о весне, написать свои
искусствоведы: анализировать произведения живописи, выделить признаки весны, нарисовать свои картины
биологи: наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе, сделать видеофильм, совершить добрые дела в помощь природе
Условия для организации самостоятельной деятельности учеников:
вопросы, направляющие проект, работа в группах согласно интересам, критериии оценивания продвижения в группе, продуктов деятельности
Защита проекта:
в форме презентации, видеофильма, творческих работ (игр).




27.10.2014

Итоговое задание модуля 1


Задача 1
Задача 2
I. Основной предмет, связанные предметы 
Окружающий мир
Математика
Окружающий мир
Математика
II. Педагогическая задача (например, рассчитать площади фигур и сравнить)
Сравнить данные среднегодовой температуры
Составить рекомендации
Оценить смогут ли жить в Австралии пингвины разных видов
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся (например, Школе выделили 10 литров краски. В каком школьном помещении можно окрасить стены этой краской) 
Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города?
Необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.
IV. Соответствие структуре:
1.             описание ситуации, содержащей проблему
2.             в описаной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
3.             задание (или несколько заданий)
4.             описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)
5.             решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"
6.             итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

1 – да
2 – нет
3 – да
4 – нет
5 – нет
6 - нет
1 – да
2 – да
3 – есть
4 – да
5 – да
6 - возможно

Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации? 
В процессе работы над проектной задачей дети учатся анализировать информацию с точки зрения ее достаточности / недостаточности для решения проблемы, заявленной в тексте задачи, обсуждать разные стратегии действий в описанных условиях. Отсутствие шаблонов и четких указаний способствует тому, что дети могут обсуждать разные варианты разрешения ситуации, учатся их находить, договариваться о наиболее приемлемом. Фактически проблема, заявленная в задаче, стимулирует активность детей тем, что она во-первых, опирается на жизненную ситуацию, во-вторых, не имеет однозначного решения.

Введение в тему

Просмотр видеоролика о том, как проектные задачи связаны с формированием УУД. Ответ автора ролика: формирование УУД происходит в ходе решения проектных задач. В работе над проектными задачами дети учатся действовать в нестандартных ситуациях, у них формируются регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Самопроверка










26.10.2014
Вторые сутки пытаюсь разыскать загадочную презентацию своей группы. Увы, пока безрезультатно...

Нашла (в комментариях к моей фамилии, ни за что бы не догадалась...), но опять не задача - доступа на редактирование нет. 
Доступ открылся, все в презентации: ссылка>>

Задание 1.

25.10.2014
1. Выделите и зафиксируйте фрагменты текста программы, которые связаны с проектной деятельностью.
ссылка на ФГОС
При изучении программы упор делала на предмет "Окружающий мир".
Закладки находятся в п. 2.1, 2.6, 4.2, 4.4, 8.1, 8.3

2. Подумайте, почему проектной деятельности уделяется такое внимание?
Метод проектов известен в педагогике с начале прошлого столетия, на сегодняшний день он сохраняет свою актуальность в силу своей универсальности и возможности достижения целей, заявленных в программе. Кроме того, навыки, получаемые детьми в ходе проектной деятельности востребованы современными работодателями, что обеспечивает конкурентноспособность личности.

3. Существует мнение: что проектные задачи должны способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки. Как вы считаете, так ли это? Свое мнение аргументируйте и приведите примеры из своей практики. Подкрепите свои рассуждения цитатами из образовательной программы (с указанием пунктов разделов и страниц).

Проектные задачи позволяют ребенку в комплексе осуществлять учебные действия, что и обеспечивает развитие. В проектной работе могут участвовать дети с разным уровнем учебных достижений, что создает ситуацию успеха для всех детей.
ссылка на ФГОС п. 2.1, 4.2, 8.1.

Напишите сообщение в своем дневнике обучения (личном блоге), в котором отразите ваши размышления о роли и месте проектной деятельности в начальных классах.
Проектная деятельность помогает ребенку воспринять образование как личностно-значимую ценность, овладеть способами эффективного взаимодействия с другими людьми, осмыслить задачи своей жизни; удовлетворяет основные потребности личности (физиологические, идеальные, в безопасности, уважении, самоактуализации и пр.). Дети младшего школьного возраста любопытны и открыты миру, у них практически шаблонов и схем, что позволяет творчески относиться к решаемой проблеме. 
Говоря о месте проектной деятельности в начальной школе, прежде всего надо учитывать, что разработка качественного проекта требует значительного времени, поэтому идеальным вариантом разворачивания проектной деятельности является все-таки внеурочное время (внеклассная деятельность). Любой учебный предмет в начальной школе обладает потенциалом для проектной деятельности.






10 комментариев:

  1. Оксана Геннадьевна, спасибо "первопроходцу". Спасибо за идею. Группа ИЗО№1. Мне правда очень понравилось.

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана Геннадьевна, по этой ссылке зайдите https://docs.google.com/presentation/d/18hHW3RsFi9c4vOwOpDm0Wtm3syFORJLn-ZT9op4eaxc/edit#slide=id.p

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана, какая радость встретиться с Вами)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за образец оформления ответа!

    ОтветитьУдалить
  5. Оксана Геннадьевна, спасибо за ясное изложение ответов. Калпахчева М.Я.

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана Геннадьевна, мне понравилась Ваша проектная задача про подарки к Новому году. Во-первых, актуально. Во-вторых, как мне кажется, детям будет интересно принять участие в формировании подарков. И в-третьих, закрепляются вычислительные навыки. Прослеживается логика: цель-условие-задания-результат-продукт. Решение задачи направлено на создание рекомендаций для родителей, т.е. "продукта". Итоговый продукт презентуется и оценивается публично. Родителям тоже приятно будет увидеть, что их дети поучаствовали в обсуждении и все просчитали.

    ОтветитьУдалить
  7. Задача интересная, житейская, думаю, детям будет любопытно. В задаче заложена цель и условие, представлена дополнительная информация. Описан конкретный продукт – сладкий подарок. Здесь прослеживается логика построения задачи. Выполняя задания, ребята придут к решению задачи и в итоге получат конечный продукт.

    ОтветитьУдалить